В январе, 1820 года, я направил письмо членам Комитета Адмиралтейства (лордам-заседателям), с предложением предпринять путешествие во внутренние районы Африки, целью которого — определения течения и описания реки Нигер. По собственным убеждениям я решился на этот шаг, основываясь на своем опыте, и моих способностях переносить обычные трудности пеших походов; после заключения всеобщего мира1, пройдя пешком красивые страны Францию, Испанию, и Португалию — экскурсия, в которой я конечно же сполна испытал усталость и лишения; не говоря уже о тех, которые стали привычными в походах годами ранее; среди них я мог бы перечислить два путешествия из Квебека до озера Онтарио, когда в компании с шестьюстами моряками, чьи перекошенные лица и опухшие ноги говорили мне, что я больше пеший путешественник, чем они.
План, которому я предложил следовать, был почти таким же каким его принял Мунго Парк в своем первом путешествии; но намереваясь проследовать в одиночку и запрашивая только быть приставленным к какому-либо правительственному лицу. С такой защитой и рекомендациями, которые можно обеспечить мне я мог бы сопровождать караваны в некоторой лакейской роли, без колебаний даже продал себя как раба, если будет необходимо для достижения моей цели.
Собираясь в одиночку, я полагался на свои собственные усилия и знания человека, которого не беспокоят проступки других. Тогда, как и сейчас, я убежден, что многие люди путешествуя вместе с целью изучения варварских стран имеют меньше шансов на успех, особенно когда они направляются вооруженными и берут с собой ценные подарки. Появление большого числа чужестранцев естественным образом должно вызывать мотивы сопротивления у местных, от зависти до страха; и опасность будет сильно возрастать от их надежды на грабеж. Смерть всей группы и как следствие неудача экспедиции вероятно, будут результатом такого плана. Трудно найти наиболее подходящего человека, чье телосложение в равной степени допускает страдания и лишения, но при этом оставаясь в порядке; и который как никто лучше объединяет множество людей, одаренных должной долей тех добродетелей, без которых ни одна экспедиция не может быть успешной.
Ответ из Адмиралтейства был не благоприятный, они выразили нежелание поддержать такое предложение, то ли из-за заботы о моей безопасности, то ли из-за того что поддержка данной экспедиции чужда для них, или по какой-то иной причине, оставлю это на догадки читателя. Тем не менее это не снизило мою уверенность в осуществлении плана; план который я считаю более чем выполнимым мною, тем кто был поджарен в худших уголках Вест Индии в течении десятилетней службы, я бы сказал, без головной боли. Однако, обнаружив, что такого молодого командира, как я, вряд ли можно будет использовать на плаву, а тем более на берегу, я решил отправиться в путешествие, изменив только объекты и сцену, похожее на неудачное Ледьярда2, а именно путешествовать вокруг земного шара как можно больше по суше пересекая Северную Азию и Америку через пролив Беринга. Я так же решил совершить путешествие пешком по наилучшей из возможных причин, потому что мои финансы не позволяли иного. Получив двухлетний отпуск, я приготовился пересечь континенты Европы, Азии и Америки.
Предполагаю, откровенно говоря, рассказ о моих путешествиях может мало порадовать научного читателя. Признаюсь, мое невежество в области естественной истории было нормой, путешествуя пешком я бы забрал с собой любые образцы животных, растений или минералов имея к этому навык и возможности. У меня не было средств, для ношения с собой инструментов необходимых для географических наблюдений за местностью, воздуха и другими вопросами, которые обычно ожидают увидеть в записках путешественника; несколько инструментов которыми я обладал были у меня отобраны, как дальше будет описано.
Моя первая и главная цель состояла в том, чтобы проследить побережье Северного моря вдоль Америки по суше, как сейчас пытается сделать капитан Пэрри3 морем; и в то же время отметить мои наблюдения за людьми и их поведением в различных ситуациях и этапах жизни; такое путешествие не могло не дать много возможностей для этого. Поэтому добыв необходимые документы и заполнив свой рюкзак такими статьями, которые я считал необходимыми, чтобы позволить мне бродить по дебрям, пустыням и лесам трех четвертей земного шара, я покинул Лондон и высадился в Дьеппе с пакетбота4.
1. Всеобщий мир — имеется ввиду окончание войны 1812 года.
2. Неудачное путешествие Ледьярда — речь идет о кругосветном путешествии вокруг земли 1786-1788 гг, когда на территории России (Санкт-Петербург, Москва, Екатеринбург, Омск, Томск, Иркутск, Киренск, Якутск), он был арестован и депортирован в Польшу.
3. Видимо идет речь о Вильяме Эдварде Пэрри.
4. Пакетбот — старинное почтовое (почтово-пассажирское) судно, которое применяли для перевозок почты морским путём.